Сайт учителя физичиской культуры МОУ "СОШ №49 г. Чебоксары"

Чугуновой Ольги Павловны

 

Современные образовательные технологии

 

Проектная деятельность на уроках физической культуры.

 

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся.

Одна из форм формирования творческой инициативы и овладение навыками самостоятельной работы учащихся по физкультурно-оздоровительной деятельности являются использование работ над различными проектами.

В своей педагогической деятельности проектную технологию  я применяю  при прохождении раздела программы «Гимнастика с элементами акробатики».

Название проекта – «Сила и Грация».

Цель проекта – выявление и развитие индивидуальных способностей учащихся

Задачи: 1.Углубленное изучение акробатических упражнений.

              2.Расширение теоретических знаний в области гимнастики.          

              3.Формирование навыков самостоятельной работы.

              4.Развитие физических качеств.

 Время работы над проектом – 8 часов

 Форма работы учащихся – индивидуальная, групповая (2-3 ученика).

Ученикам предлагается  перечень акробатических упражнений с указанием их стоимости в баллах:

П.п.

 

Акробатические упражнения

Стоимость в баллах

 

Перекаты

 

1.

Перекат вправо (влево) из положения сед на пятках с наклоном вперед в упор присев.

0, 5 б

2.

Перекат вправо (влево) из положения стоя на правом (левом) колене, левую (правую) в сторону на носок

0, 5 б

 

Повороты

 

1.

Шаг вперед и вторым шагом одноименный поворот на 360гр., сгибая свободную ногу вперед.

1,0 б

2.

Шаг вперед и вторым шагом одноименный поворот на 360 гр., свободная нога не ниже 90 гр.

1,5 б

 

Кувырки вперед

 

1.

Длинный кувырок вперед.

0,5 б

2.

Кувырок вперед в стойку на лопатках.

0,5 б

3.

Кувырок вперед в стойку на лопатках без помощи рук.

1,0 б

4.

Кувырок вперед в сед углом, руки в стороны.

1,0 б

5.

Кувырок вперед прыжком

1,0 б

6.

Кувырок вперед в стойку ноги врозь

1,5 б

 

Кувырки назад

 

1.

Кувырок назад.

0,5 б

2.

Кувырок назад в полушпагат

0,5 б

3.

Кувырок назад в упор стоя согнувшись ноги врозь

1,0 б

4.

Кувырок назад в упор стоя согнувшись

1,5 б

5.

Сед с наклоном вперед, кувырок назад в упор стоя согнувшись.

1,5 б

 

Стойки.

 

1.

Стойка на лопатках.

0,5 б

2.

Стойка на лопатках без помощи рук.

1,0 б

3.

Стойка на руках и голове.

1,5 б

4.

Стойка на руках

2,0 б

 

«Мосты»

 

1.

«Мост» из положения стоя на коленях

0.5 б

2.

«Мост» из положения лежа на спине

0,5 б

3.

«Мост» из положения стоя

1,0 б

4.

«Мост» с поднятой вперед ногой.

1,5 б

 

Прыжки.

 

1.

Прыжок со сменой согнутых ног(«козлик»).

0,5 б

2.

Прыжок со сменой прямых ног («ножницы»).

0,5 б

3.

Прыжок с поворотом на 180 градусов.

0,5 б

4.

Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов.

1,0 б

5.

Прыжок вверх в группировке

1,0 б

 

Равновесия

 

1.

Равновесие («ласточка») на правой (левой), руки в стороны.

1,0 б

2.

Фронтальное равновесие с захватом.

2,0 б

 

Перевороты.

 

1.

Переворот («колесо») вправо (влево) в стойку ноги врозь.

1,5 б

2.

Переворот («колесо») вправо (влево) в стойку ноги врозь с опорой на одну руку.

2,0 б

 

                                            Шпагаты.

 

1.

Полушпагат.

0,5 б

2.

Шпагат

1,5 б

3.

Канат

2,0 б

 

С учетом своих способностей, умений и навыков, интересов ученики составляют произвольную акробатическую комбинацию.

 В акробатической комбинации должны быть представлены  элементы   каждой группы акробатических упражнений, стоимость комбинации  должна  составлять 10 баллов,    должна иметь четко выраженное начало и конец.  

 

Отбор акробатических элементов в комбинацию предъявляет ряд требований к знаниям и умениям учащихся:

 

1-владение широким арсеналом хорошо освоенных акробатических упражнений;

 2– умение объединять отобранные акробатические элементы в связки и соединения;

3 – знание терминов акробатических упражнений;

4 – знание судейских требований к составлению комбинации;

5 -  умение правильного распределения сил в комбинации;

На начальном этапе проектной деятельности разрабатывается план. В течение уроков учащиеся изучают новые, совершенствуют ранее изученные акробатические упражнения, развивают необходимые при выполнении комбинации физические качества: силу, гибкость, координацию, знакомятся с правилами судейства соревнований по акробатике,  На последнем уроке они выступают со своим проектом – акробатической комбинацией.

Не остаются в стороне и ученики, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, которым противопоказаны выполнение акробатических упражнений. Они изучают работу учащихся над проектом и оформляют презентацию «Сила и Грация».

Итогом проектной деятельности является проведение общешкольного соревнования по акробатике «Сила и Грация», на котором представлены лучшие проекты.

 

Проект ученицы 11А класса – победительницы соревнований Павловой Дианы

 

№ п.п.

Элементы и соединения

 

Стоимость

 

И. п. – основная стойка

 

1.

Шагом вперед прыжок с поворотом на 360 гр. – прыжок со сменой согнутых ног («козлик») – прыжок со сменой прямых ног («ножницы»).

 

2,0 балла

2.

Дугами вперед руки в стороны и шагом вперед равновесие на правой  («ласточка») – кувырок вперед в упор присев

 

1,5 балла

3.

Шпагат

1,5 балла

4.

Сед с наклоном вперед – кувырок назад в упор стоя согнувшись ноги врозь.

1,0 балла

5.

«Мост» с поднятой вперед ногой из положения стоя – поворот в упор присев

1, 5 балла

6.

Перекат назад в стойку на лопатках без помощи рук – перекат в упор присев - встать

1,0 балла

7.

Переворот вправо («колесо») в стойку ноги врозь – приставляя левую поворот направо в основную стойку.  

1,5 балла

 

Анализ результатов использования проектной технологии показал, что:

 

1 – возрос интерес учащихся к изучению раздела гимнастики;

2 – повысилось качество выполнения акробатических упражнений;

3 – заметно расширился перечень акробатических упражнений, включенных в проект – вышли за рамки учебной программы;

4 – улучшились показатели уровня физической подготовленности

Искусство соединения отдельных акробатических элементов в целостную комбинацию, отвечающую техническим, судейским, эстетическим требованиям – чрезвычайно богатая возможность сфера творчества. Именно здесь проявляется изобретательность учеников, их вкус, чувство меры и понимание сущности акробатики.

 

Планирование работы  проекта «Сила и Грация»:

Урок №1.

     1. Ознакомить учащихся с целью и задачей проекта.

2.Повторить ранее изученные акробатические упражнения.

3.Развивать силу, координацию.

Урок № 2.

     1. Продемонстрировать учащимся видеозапись выполнения акробатических  

        упражнений. 

2. Ознакомить учащихся с перечнем акробатических упражнений,   включенных в проект.

3.Совершенствовать изученные акробатические упражнения.

4. Развивать гибкость, силу, ловкость.

5.Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность.

Урок № 3. 

1. Ознакомить учащихся с правилами судейства соревнований по акробатике и с критериями оценки акробатической комбинации

2. Составить и разучить акробатическую комбинацию.

3. Развивать силу, гибкость, координацию.

4. Воспитывать активность, самостоятельность, чувство взаимопомощи.

Урок № 4.

1. Составить и разучить акробатическую комбинацию

2. Развивать гибкость, ловкость, силу, координацию.

3. Воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, самостоятельность.

Урок № 5.

 1.Закрепить акробатическую комбинацию.

2. Развивать силу, гибкость, координацию.

3. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, дисциплинированность.

Урок № 6,7.

1. Совершенствовать акробатическую комбинацию.

2. Развивать силу, гибкость, координацию.

3. Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность.

Урок № 8

1. Контрольный урок – защита и выступление  проектом «Сила и Грация».

   

 

Модульная технология

 

В основу модульной технологии взят  один из разделов  учебной программы «Волейбол» (для юношей 10 – 11 классов). Содержание раздела разделено на небольшие модули: 1-«Техника приема и передач мяча», 2-«Подачи мяча. Прием подачи», 3-«Нападающий удар. Блокирование», 4-«Тактика игры», каждый из которых представляет собой логически завершенную часть учебного материала,  имеет  конкретные задачи, средства и способы их  решения,  обязательно сопровождается контролем знаний, умений и навыков учащихся.  Мастер - класс по данной технологии  проводился 10.02.2007 года в рамках Дня общественной   экспертизы, посвященный 10-летию президентской программы «Народная школа». Тема - «Совершенствование приемов и передач мяча».

 

Планирование  учебного материала по разделу «Волейбол» для юношей

10-ых классов с применением модульной технологии.

 

Модуль 1. «Техника приема и передач мяча».

Количество уроков – 5

Задачи: 1.Овладеть передачей мяча двумя руками сверху и двумя руками снизу на месте и в движении.

Средства решения задачи

Индивидуальные упражнения:

1.      передачи мяча над собой (двумя сверху, двумя снизу) на месте;

2.      то же на заданную высоту;

3.      передачи мяча над собой (сверху и снизу) во время передвижения (ходьба, приставные шаги) лицом, боком, спиной к направлению движения:;

4.      передачи мяча  в стену с определенного расстояния на заданную высоту.

 Упражнения в парах:

1.      передачи мяча через сетку в различных сочетаниях: верхняя передача над собой, нижняя передача партнеру; нижняя передача над собой, поворот на 180 градусов и передача сверху, стоя спиной к цели;

2.      передачи мяча сверху и снизу с перемещением вдоль сетки;

3.      передачи мяча между партнерами в движении: а).оба боком вперед; б) один лицом вперед, другой – спиной назад.

Упражнения в тройках, группах:

1.      передачи мяча во встречных колоннах с перемещением в конец своей колонны и в конец противоположной колонны.

2.      передачи мяча в четверках с перемещением , из  зоны 6 в зоны  3, 2. и из  зоны 6 в зоны 3, 4.

Подвижные игры:  «Мяч над головой», «Сохрани мяч».

Эстафеты с различными передачами мяча.

Игра в волейбол с введением мяча в игру с передачи двумя руками сверху.

Контрольные упражнения:

1.      передача мяча двумя руками сверху у стены с определенного расстояния на определенную высоту;

2.      передачи мяча над собой двумя снизу с перемещением  ходьбой лицом вперед;

3.      передачи мяча  с перемещением правым и левым боком приставными шагами в парах.

4.      передачи мяча в тройках во встречных колоннах с перемещением в конец противоположной колонны.

 

Поурочное распределение учебного материала.

     Урок 1.   1. Разучить индивидуальные упражнения в овладении техники передачи

                             мяча двумя руками  сверху и двумя руками снизу.

                  2. Провести игры «Мяч над головой», «Сохрани мяч».

                  3. Развивать  скоростно-силовые, координационные способности.

   Урок 2.  1. Разучить упражнения в овладении техники передачи мяча двумя руками

                      сверху и двумя руками снизу в парах. 

                         2. Закрепить индивидуальные упражнения.

                        3. Провести эстафеты с различными передачами мяча.

                        4.Развивать координационные способности.

     Урок 3.   1. Разучить групповые упражнения в овладении техники передачи мяча

                            двумя руками сверху и двумя руками снизу.

                        2. Закрепить технику передачи мяча двумя руками сверху и двумя руками

                            снизу в различных сочетаниях.

                        3. Учет – контрольные упражнения 1, 2.

                        4. Провести игру в волейбол с ведением мяча в игру с передачи.

     Урок 4.    1.Закрепить групповые упражнения в овладении техники передачи мяча

                            двумя руками сверху и двумя руками снизу.

                         2. Совершенствовать передачи мяча в различных сочетаниях.

                         3. Учет – контрольное упражнение №3.

                         4. Провести учебную игру в волейбол.

                         5. Развивать скоростные, скоростно-силовые, координационные

                             способности.

        Урок 5.     1.Совершенствовать изученные упражнения  в овладении передачи мяча

                             двумя руками сверху и двумя руками снизу с перемещением и в

                             движении.

                         2. Учет – контрольное упражнение №4.

                         3. Провести эстафеты с различными передачами мяча, игру в волейбол.  

 

 

Модуль 2. «Подачи мяча. Прием подачи»

Количество уроков – 5.

Задачи: 1.Разучить верхнюю прямую подачу.

              2.Совершенствовать нижнюю прямую подачу.

              3. Овладеть приемом мяча с подачи.

Средства решения задач:

Упражнения в разучивании верхней прямой подачи:

  1. верхняя прямая подача в стену на определенную высоту;

  2. выполнение подачи в парах поперек волейбольной площадки;

  3. верхняя прямая подача из-за лицевой линии;

  4. верхняя прямая подача в правую, левую половину площадки;

  5. верхняя прямая подача по зонам.

Упражнения в совершенствовании нижней прямой подачи:

1.      нижняя прямая подача через сетку из-за лицевой линии на партнера;

2.      нижняя прямая подача через сетку в правую, левую половины площадки;

3.      нижняя прямая подача на точность попадания в указанные учителем зоны площадки.

Упражнения в овладении и совершенствовании приема подачи:

1.      в парах: первый игрок набрасывает мяч в положение, удобное для приема мяса двумя снизу; второй возвращает мяч партнеру.

2.       в парах: первый игрок набрасывает мяч перед вторым и в стороны от него, а другой перемещается к мячу и принимает мяч двумя снизу;

3.      в парах: один игрок выполняет подачу через сетку, другой принимает  и посылает мяч партнеру;

4.      в парах: один выполняет подачу , другой принимает подачу в зону 3;

5.      индивидуально: игрок выполняет подачу в стену и сам же принимает отскочивший мяч.

Игра «Прими подачу».

Контрольные упражнения:

  1. нижняя прямая подача по зонам: 3подачи из 5 в зоны 1, 6, 5.

  2. верхняя прямая подача в правую и левую половины площадки – 2 подачи из 3 в каждую половину площадки;

  3. прием мяча с подачи в зону 3 – 3 приема из 5 подач.

 

Поурочное распределение учебного материала.

 

       Урок 1.    1. Разучить верхнюю прямую подачу (упражнения 1, 2).

                     2.Совершенствовать нижнюю прямую подачу (упражнения 1, 2.)

                     3.Совершенствовать прием мяча двумя руками снизу (упр. 1, 2.)

                     4.Развивать координацию, ловкость.

 

   Урок 2.     1. Закрепить верхнюю прямую подачу (упражнения 1- 4)

                  2.Совершенствовать нижнюю прямую подачу (упражнения 2, 3)

                  3.Совершенствовать прием мяча  с подачи (упражнения 2-4)

                  4.Провести игру «Прими подачу».

                  5.Развивать ловкость, прыгучесть

 

        Урок 3.    1. Совершенствовать верхнюю прямую подачу (упражнения 3-5).

                  2.Совершенствовать прием мяча с подачи (упражнения 2-5)

                  3. Учет – контрольное упражнение №1.

                  4.Провести учебную игру в волейбол.

                         5. Развивать ловкость, скоростно-силовые качества.

 

Урок 4.     1.Соверщенствовать нижнюю прямую подачу (упражнение 3)

                  2.Совершенствовать прием мяча с подачи (упражнения 3-5)

                  3. Учет – контрольное упражнение №2.

                  4.Провести игру «Прими подачу», учебную игру в волейбол.

                  5. Развивать координацию, ловкость, прыгучесть.

 

      Урок 5.      1.Совершенствовать изученные элементы волейбола.

                         2.Учет – контрольное упражнение №3.

                         3. Провести учебную игру в волейбол.

                         4. Развивать скоростно-силовые качества.

 

Модуль 3.  «Прямой нападающий удар».

Количество  уроков – 4.

Задача: овладеть техникой выполнения прямого нападающего удара.

Средства решения задачи:

Упражнения, выполняемые индивидуально:

  1. имитационные движения нападающего удара с разбега у сетки.

  2. броски теннисного мяча в прыжке с места и с разбега.

  3. нападающий удар с собственного подбрасывания мяча вверх.

Упражнения, выполняемые в парах:

  1. первый игрок подбрасывает мяч вверх, а второй посла разбега и напрыгивания ловит мяч в верхней точке.

  2. нападающий удар с разбега по неподвижному мячу 

  3. нападающий удар с подбрасывания мяча партнером.

  4. нападающий удар с разбега из зоны 2, 4 с передачи мяча игроком из зоны 3.

  5. нападающий удар с разбега из зоны 6 с передачи мяча из зоны 2, 4.

Учебная игра в волейбол.

Контрольные упражнения:

  1. нападающий удар с собственного подбрасывания мяча.

  2. нападающий удар с разбега из зоны 4, 2 с передачи мяча из зоны 3.

Поурочное распределение учебного материала.

Урок 1.   1.Разучить индивидуальные упражнения (1,2) в овладении техники выполнения  

                  прямого нападающего удара.

                2.Провести учебную игру в волейбол.

                3.Развивать скоростно-силовые, координационные способности.

Урок 2.    1. Продолжить обучение  прямому нападающему удару (упражнения в парах)

                 2.Провести учебно-тренировочную игру в волейбол.

                 3.Развивать ловкость, скоростно-силовые качества.

Урок3.     1.Совершенствовать изученные упражнения в овладении техники выполнения

                    прямого нападающего удара.

                 2.Учет – контрольное упражнение №1.

           3.Провести учебную игру в волейбол.

Урок 4.     1.Совершенствовать изученные упражнения в овладении техники выполнения

                     прямого нападающего удара.

                 2.Учет – контрольное упражнение №2.

                 3.Провести учебную игру в волейбол.

 

Модуль «Тактика игры»

Количество уроков – 4..

Задача разучить тактические действия в нападении и защите.

Средства решения задачи:

1.      Индивидуальные действия – умение выбрать способ приема мяча, выполнить

                    передачу, выполнить подачу в определенную зону.

2.      Групповые действия – взаимодействие игроков зоны 6 с игроком зоны 3, а игрока  зоны 3 с игроком зоны 2 и 4.

3.      Нападение по системе через игрока передней линии.

4.      Защитные действия команды по системе углом вперед.

Требование к учащимся – умение вести игру в три касания.

 

Поурочное  распределение  учебного  материала.

Урок 1.   1. Ознакомить учащихся с основным системами игры в волейбол в нападении и

                    защите.

                2. Разучить групповое действие игроков в нападении.

                3. Разучить защитные действия команды «Углом вперед».

                4. Провести учебную игру в волейбол.

                 5.Развивать скоростно-силовые качества.

Урок 2.    1. Разучить игру в нападении по системе через игрока передней линии.

                2. Закрепить защитные действия команды «Углом вперед».

                3.Провести  учебно – тренировочную игру в волейбол.

         4. Развивать скоростно-силовые качества.

Урок 3.    1. Совершенствовать изученные тактические действия в нападении и защите.

                2. Провести учебно-тренировочную игру в волейбол.

                3. Развивать скоростно-силовые качества.

Урок 4.    1.Урок – соревнование по волейболу.   

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz